Столичный рынок VS Сибирь: девелопмент уходит за Урал?
В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге VI Международного инвестиционного форума PROEstate ведущие эксперты в сфере торговой недвижимости обсудили тенденции отрасли. Одним из ключевых направлений развития рынка был назван повышающийся интерес к городам Сибири и Дальнего Востока.
В ближайшее время девелоперы торговой недвижимости и ритейлеры все чаще будут заявлять о выходе на рынки городов, расположенных за Уралом. При этом интерес игроков будет в основном сосредоточен не на миллионниках, а на небольших отраслевых городах, которые обладают большим потенциалом роста. Такое мнение высказала в ходе конференции «Торговая недвижимость стратегии развития ритейлеров и перспективы регионов» генеральный директор Девелоперского агентства «МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг» Мария Гурова.
По статистике уровень обеспеченности торговыми площадями в Сибири и на Дальнем Востоке довольно высок и составляет порядка 560 кв. м на 1 тыс. жителей. Однако если говорить о качественных торговых площадях, то показатель снижается в разы. В связи с этим рынок торговой недвижимости данных регионов можно охарактеризовать как «бесконкурентный».
Вкупе с высокими доходами населения и отсутствием у местных жителей «комплекса расстояния», преодолеть 300 км, чтобы совершить покупки и сходить в кино – повсеместная практика, эта территория России становится уникальным рынком с колоссальными перспективами. По словам экспертов, сегодня крупные федеральные и международные ритейлеры уже в полной мере это осознают.
Однако, по ее мнению, слабая логистика и дефицит качественных торговых площадей являются основными сдерживающими факторами на пути освоения ритейлерами новых территорий. И выход из ситуации эксперт видит во взаимодействии ритейлеров и региональных девелоперов. «Местные девелоперы готовы строить качественные торговые объекты, но нуждаются в руководстве. Ритейлеры же, в первую очередь, должны подумать о логистике, а при оценке объектов недвижимости не опираться на привычные стандарты – рынок Сибири и Дальнего Востока уникален, здесь каждый объект нужно рассматривать индивидуально», ‑ отмечает Мария Гурова.
В качестве примера уже реализованного проекта эксперт называет торгово-развлекательный центр «Oasis plaza», который открылся в сентябре 2012 года в городе Нягань (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область). Общая площадь ТРЦ «Oasis plaza» составляет 32,2 тыс. кв. метров, арендная – 23,3 тыс. «квадратов».
Население города Нягань – всего 55 тыс. человек, среднемесячная заработная плата - 41, 3 тыс. рублей. Отсутствие конкурирующих центров в регионе делают ТРЦ единственным подобным объектом в радиусе 350 км. Посещаемость комплекса оценивается в 200 тыс. человек в месяц. По словам Марии Гуровой, потенциал города и торгового объекта настолько высоки, что крупные федеральные и международные операторы ради участия в проекте были готовы отказаться даже от жестких форматов размера площади. Войдя в проект ТРЦ «Oasis plaza», свои флагманские магазины в регионе ЮГРА открыли «Спортмастер» «Снежная королева», «Детский мир», New Yorker и РАЙТ. Из ключевых арендаторов также можно выделить: Mango, Adidas, Reebok, Colin’s, Ostin, Gloria Jeans, SELA, «Твое», INCITY, Л’Этуаль, Kira Plastinina, Zolla, Burger King, большая часть из которых вошла в ТРЦ с собственными магазинами.