Mirax и "Интеко" загоняют свет под землю
В конце января столичный мэр официально одобрил реализацию пилотного проекта по переносу воздушных электросетей под землю на северо-востоке Москвы. На освободившейся территории инвесторы смогут построить жилой микрорайон площадью более 1,2 млн кв. м. По оценкам экспертов, инвестиции только в само строительство составят не менее $1 млрд. Впервые идея убрать воздушные электросети в подземные коллекторы была высказана столичными властями более четырех лет назад. По подсчетам экспертов, в результате реализации этой программы в Москве высвободится не менее 600 га земли, которая может быть отдана под застройку.
О том, что перенос высоковольтных линий под землю начнется с Северо-Восточного округа Москвы - на западе и востоке экспериментальный участок ограничен Алтуфьевским шоссе и Полярным проездом, а на севере - МКАД,- стало известно из подписанного в конце января распоряжения столичного правительства. Освобожденная территория- около 150 га - будет отдана под застройку жилого микрорайона площадью 1,2 млн кв. м. Согласно документу, инвестором этого пилотного проекта выступит ЗАО "Российская инжиниринговая энергетическая сетевая компания". По данным "СПАРК-Интерфакс", основными учредителями этой компании выступают ЗАО "Интеко" (31%), ООО "Миракс-Ленстроймонтаж" (32%) и ООО "Русэнергопроект" (32%). Президент Mirax Group Сергей Полонский подтвердил участие своей корпорации в этом проекте, но от дальнейших комментариев отказался. В "Интеко" также не стали раскрывать подробности.
Помимо совместного проекта на северо-востоке города, Mirax Group и "Интеко" заполучили не менее масштабные по объемам строительства площадки и в других районах столицы. В декабре 2005 года было объявлено о том, что корпорация Mirax Group построит около 1 млн кв. м монолитного жилья в районе Фили-Давыдково, а "Интеко" - более 900 тыс. кв. м в Молжанинове.
Тем не менее некоторые игроки рынка удивляются выбору участка для реализации совместного проекта. Этот район не является удачным как с точки зрения экологическойобстановки, так и с точки зрения транспортной доступности, полагает начальник отдела маркетинга ОАО "Квартал" Павел Епихин. Кроме того, по его словам, часть пятна застройки занимает промышленная зона, и поэтому застройщику придется существенно вложиться в развитие инфраструктуры. По оценкам экспертов, объем инвестиций только в строительство микрорайона без учета переноса воздушных электросетей составит более $800-900 млн.
"Из-за непрестижности района доля панельного домостроения здесь превысит монолитную застройку. Стоимость квадратного метра на начальном этапе, скорее всего, составит от $1,6 тыс.",- предположил начальник управления инвестиций ЗАО "Русский дом недвижимости" Эрнест Ерохин.
Энергетики также затруднились назвать точную стоимость затрат на перенос воздушных энергосетей. "Проект уникальный, и известные алгоритмы будет трудно использовать в данном случае, поэтому оценить его стоимость до завершения проектных работ очень непросто",- говорит начальник департамента по работе со СМИ Федеральной сетевой компании (ФСК) Андрей Егоров. К тому же, по информации "Бизнеса", осуществление проекта осложняется тем, что у ЛЭП три разных собственника: три ветки по 500 кВ принадлежат ФСК, две ветки по 220 кВ - Московской областной электросетевой компании, одна линия в 110 кВ - Магистральной сетевой компании. По данным "Бизнеса", ориентировочная стоимость 1 км подземного кабеля в 220 кВ и 110 кВ может превышать 1млн евро без учета стоимости работ по прокладке. Стоимость же изготовления подземного кабеля на 500 кВ, по словам источника, оценить сложнее, так как в мире вообще нет опыта прокладки подземных кабелей такого класса. "Стоимость сооружения ЛЭП напряжением 110 кВ и протяженностью 4,3 км, обеспечивающей электроснабжение "Москва-Сити", составила $17,67 млн ($4,1 млн за 1 км)",- отмечает аналитик ИК "Проспект" Алексей Соловьев.
Эксперты рынка недвижимости не уверены, что инвесторы смогут уложиться в указанные распоряжением сроки - до 2009 года. Из-за наличия промышленных предприятий на участке застройки (по данным "Бизнеса" - более 90 юрлиц), большого числа гаражей, а также переноса самих воздушных электросетей более вероятные сроки окончания строительства - 2011 год, уверяют аналитики.
С ростом дефицита свободной земли под строительство в Москве среди возможных площадок, занятых высоковольтными ЛЭП и представляющими потенциальный интерес для девелоперов, гендиректор Vesco Realty Сергей Леонтьев называет участки в Медведкове, Выхине, Северном Бутове, Битцевском парке, а также в районе станции метро "Петровско-Разумовская".