Российские девелоперы пошли за нефтедолларами в страны СНГ
Доходность строительства коммерческой недвижимости в "нефтяных" странах - Казахстане и Азербайджане- на 30-50% выше, чем в Москве. По мнению экспертов, выход на развивающиеся рынки стран СНГ предоставляет девелоперам возможность диверсификации рисков. Кроме того, в связи с дефицитом площадок под строительство вМоскве эксперты предсказывают, что объемы российских инвестиций в недвижимость Кавказа будут многократно увеличиваться.
Сегодня интерес российских инвесторов к ряду стран СНГ- в частности к богатым природными ресурсами Азербайджану и Казахстану - объясняется их бурным экономическим ростом, что привело к серьезному увеличению спроса на коммерческую недвижимость.
В результате, за последние годы на рынке недвижимости этих стран значительно возросло количество как местных, так и иностранных инвесторов. По мнению экспертов, эта тенденция особенно характерна для российских девелоперов.
Казахстан и Азербайджан
"Вряд ли можно говорить о преимуществах Казахстана или Азербайджана перед Россией - это рынки несопоставимого масштаба. Однако в последнее время они отличаются особенно высоким уровнем доходности. В частности, феноменальный рост наблюдается в Казахстане",- говорит директор Jones Lang LaSalle Владимир Пинаев. С ним соглашается управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. "Эти страны предоставляют все необходимые условия для компаний, заинтересованных в диверсификации своих рисков. Для российских девелоперов площадки в нефтеразвитых государствах СНГ становятся особо привлекательными. Более того, для компаний, накопивших серьезные ресурсы и имеющих большую практику реализации проектов у нас, желание экстраполировать свой опыт на иностранных рынках Азербайджана и Казахстана вполне логично",- говорит Ковалев. Тем не менее сегодня, по его словам, основная доля инвестиций в недвижимость принадлежит пока местным игрокам. Эксперты сходятся во мнении, что строительство в Казахстане и Азербайджане сегодня сверхвыгодное вложение инвестиций. "Проекты в этих странах отличает сравнительно невысокая стоимость.
В свою очередь, доходность строительства в сравнении с московским рынком возрастает на 30-50%",- рассказывает Константин Ковалев. "Для девелопера это возможность получения высокого дохода в условиях рынка на начальных стадиях развития",- добавляет директор по связям с общественностью Knight Frank Андрей Патрушев.
Более того, реализация проектов в этих странах - это возможность выйти на рынок коммерческой недвижимости для небольших компаний, так как Москва уже достаточно насыщена предложением площадей коммерческой недвижимости. "В Москве очень дорогая земля, сложная процедура получения участков и процедура согласований. Число девелоперов ограничено, и работа ведется в жесткой конкуренции",- говорит директор по связям с общественностью компании "Русские отели" Елена Гурьянова. "К тому же столичный рынок коммерческой недвижимости уже прошел стадию становления и находится в наивысшей точке развития с момента своего основания. Таким образом, инвесторы обладают отлаженными схемами и значительным опытом работы, которые необходимы для применения на менее развитых рынках",- добавляет специалист департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Ян Аль-Нури. Интерес к инвестированию в коммерческую недвижимость со стороны российских девелоперов обусловлен и сегодняшним дефицитом земли под строительство на местных рынках. Республики СНГ, в свою очередь, располагают необходимыми для застройки площадками и заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций.
Прочие республики
"Сейчас страны СНГ укрепляют международные связи, активно привлекают иностранные организации к сотрудничеству как по бизнес-проектам, так и по социальным вопросам. К примеру, в Душанбе сегодня представлено свыше 50 международных гуманитарных организаций и различных миссий. Зарегистрировано более 300 международных компаний и совместных бизнесструктур, реально функционирует около 150 компаний",- говорит Елена Гурьянова. По ее словам, сейчас в сфере интересов российских инвесторов находятся все направления коммерческой недвижимости. "Например, в Душанбе с советских времен остались лишь пять крупных гостиниц по 200- 400 мест, двух-трехзвездного уровня. Таким образом, наблюдается очевидная нехватка мест размещения. Приблизительная такая же картина замечается относительно бизнесцентров, под которые сейчас используются помещения, по проекту не соответствующие никакому классу",- продолжает Елена Гурьянова. По ее словам, под офисы используются дома и квартиры, бывшие исследовательские институты и помещения учебных заведений.
Таким образом, офисы уровня A-B исключительно востребованы для всех иностранных компаний страны.
А.Павлов
Газета "Бизнес"