28.02.2006
|

Традиции русского архитектурного наследия

DOMEX-Недвижимость

 

Особняк, русское зодчество, памятник архитектуры, коттедж
В течение своей многовековой истории русский народ создавал архитектуру мирового значения. Замечательные памятники русского зодчества служат глубоким, неисчерпаемым источником архитектурного опыта, научных достижений, художественного мастерства и практической мудрости. Из истории русской архитектуры российский зодчий должен извлечь ценнейшие уроки, помогающие создавать высокохудожественные архитектурные произведения и сегодня.

Русская архитектура, как архитектура глубоко прогрессивная, высокоразвитая и передовая, никогда не чуждалась художественных и технических достижений других народов, с культурой которых она соприкасалась. Но, осваивая в условиях современной действительности те или иные приемы, эта архитектура ни на одном этапе своего развития не теряла национального лица, творчески перерабатывая только приемлемое, жизнеспособное и, в свою очередь, передавая своим преемникам личные достижения и оригинальные черты.

Исторический путь развития зодчества, как и всякого иного явления общественного развития, не может быть понятен без связи с изменением экономического базиса, политического устройства и развитием культуры современного общества.

С отменой социалистической формации и наступлением эпохи капитализма в современной России вновь появилась возможность реализации дорогостоящего строительства путем привлечения всевозможных инвестиций. Жилье качественно изменилось, а вместе с тем поменялись и цены на него. Всегда желанный центр столицы стал доступен лишь очень состоятельной части населения. Вместе с тем радиально-кольцевая система застройки Москвы оказалась непригодной для размещения небывалого количества машин, приобретаемых состоятельными горожанами. В результате наметился не только транспортный, но и экологический коллапс, и хозяева элитных квартир потянулись за черту города с целью обосноваться там на постоянное жительство. Московский пригород стремительно разрастается, особенно это коснулось западного и юго-западного направлений, где появляются роскошные особняки, не всегда, впрочем, соответствующие стилистике и традициям русского архитектурного наследия.

Развитие русского искусства в целом, в том числе и русской архитектуры, на всем своем протяжении, в противоположность имевшей место в Западной Европе резкой смене стилей, всегда носило более последовательный и преемственный характер. Внезапное появление в наше время столь неожиданных архитектурных решений вроде псевдоготики, гиперэклектики, суперрококо и прочих нестандартных стилей весьма нетипично для нашего зодчества, что печально меняет лицо Подмосковья.

Безусловно, о вкусах не спорят. Как правило, человек строит дом не внезапно, безрассудно решившись на это за несколько дней. Намечая стать домовладельцем, будущий хозяин с головой уходит в свою мечту. Дом хочется создать таким, чтобы, возвращаясь извне, припадать к родным стенам и получать от этого отдохновение, блаженство, источник радости, аккумулятор энергии для грядущего дня. Поэтому современные люди, занятые серьезным бизнесом, вовсе не обязаны профессионально разбираться в канонах и тенденциях архитектуры, не будучи профессионалами. Тем не менее, осваивая пригород, они также несут определенную ответственность за облик окружающий среды, а в нашем случае -- за "урбанистику" Подмосковья.

Заказывая и описывая архитектору свой проект, следует учитывать уже сложившуюся композицию местности, чтобы понятия "ансамбль", "гармония" или "вкус" не стерлись с лица загородной земли. Необходимо, чтобы зодчий не презирал своих коллег, работавших до него на соседних участках, а, наоборот, считался и с ними, и с принципами усадебного строительства Подмосковья. К сожалению, уже возведено немало безвкусных объектов, нарушающих композицию и эстетику коттеджных поселков, и с этим приходится мириться.

Однако, невзирая на разнообразие, а порой и отсутствие вкуса у заказчика, необходимо выбрать профессионала и довериться ему, предварительно ознакомившись с исторической застройкой местности. Таким образом, современный состоятельный домовладелец внесет свою лепту в отечественную культуру и станет создателем и даже творцом национального архитектурного наследия, каковыми были до него замечательные русские помещики и землевладельцы прежних лет.

Классические усадьбы прошлого

Следует отметить, что выполнение поставленных задач может встретить значительные затруднения, связанные с недостаточной изученностью нашими исполнителями отдельных периодов истории нашей архитектуры. Незнание, нелюбовь и отсутствие интереса к русским усадебным традициям как таковым может начисто лишить Подмосковье своего лица, своей неповторимой индивидуальности.

Даже сегодня, гуляя по старинным аллеям подмосковных усадеб, еще можно представить себе образ жизни наших прапрадедушек и их пристрастия. Атмосфера, царящая в этих местах, помогает духовно обогатиться и потренировать вкус. Лучше всего сохранились композиции второй половины XVIII и XIX веков. Русские архитекторы этого времени внесли крупнейший вклад в мировую архитектуру своей эпохи, достигнув в своих произведениях высот классического искусства. Значение архитектурной деятельности второй половины XVIII века, как и первой трети XIX века, настолько велико, что заставляет говорить о русской классической школе в мировой архитектуре того периода. Мы не можем не преисполниться гордостью за таких соотечественников, как Баженов, Казаков, Старов, чьи имена вошли в энциклопедию мировой архитектуры.

Тогда же развиваются и декоративные искусства, тесно связанные с архитектурой: появляется классический скульптурный рельеф, используется декоративная стенная роспись, большое значение приобретает монументальная скульптура.

Высокий подъем русской научной мысли, отличающий это время, сказывается и в области строительной техники. Большой размах получает строительство каменных и кирпичных зданий, продолжается широкое применение отделочных материалов. Особенное развитие в декоративной обработке зданий получают в это время искусственный мрамор, стекло, гипс. Находят широкое использование железо и чугун для решеток, балконов и оград.

Архитектура второй половины XVIII века развивалась, в основном, по двум направлениям: городское и усадебное строительство.

Появление городских и загородных дворянских усадеб, получивших особое развитие в Москве и Подмосковье, где проживало крупное неслужилое дворянство, сыграло важнейшую роль в формировании типичных черт русской архитектуры второй половины XVIII века.

В последней трети XVIII века освобожденное от обязательной государственной службы дворянство потянулось в свои усадьбы и, располагая иногда огромными средствами, принялось их обустраивать. Около Москвы, крупнейшего экономического центра, предпочитало жить и развлекаться свободное от службы дворянство. Существовавшие подмосковные дворянские усадьбы перестраивались в соответствии с новыми вкусами. Некоторые подмосковные усадьбы этого времени, принадлежавшие крупным придворным вельможам, как, например, Кусково, Останкино и Архангельское, представляли собой настоящие загородные дворцы. Высшим дворянским чинам стремились подражать и другие подмосковные дворяне. Так в Подмосковье появились усадьбы: Петровское-Алабино, Быково, Валуево, Гребнево, Люблино, Середниково, Черемушки, Пехра-Яковлевское и многие другие.

Усадьба, строившаяся, как правило, на берегу реки или пруда, с живописным видом из окон помещичьего дома, включала главный дом, хозяйственные постройки и обширный парк. Обычной принадлежностью усадьбы была церковь, а в больших богатых усадьбах - и театр. Приемы планировки были разнообразны, они зависели от рельефа местности, богатства владельцев и характера хозяйства; однако почти всегда в ее основе лежала четкая схема построения генерального плана по единой оси, проходящей через центр главного здания, являющегося обычно центром всей композиции усадьбы.

Все хозяйственные постройки, как правило, располагались в стороне от главного дома, за парком. Парк, имевший перед домом регулярную разбивку, а дальше переходивший в пейзажный, располагался с южной стороны дома или окружал его. Красивые аллеи засаживались не только обычными для Подмосковья древесными породами - липой, кленом, березой, дубом и пр., но и редкими, как, например, кедр, пихта, лиственница. В парках разбивались цветники, устраивались оранжереи, в озерах и прудах разводилась рыба и водоплавающая птица.

Дома подмосковных дворцов-усадеб по составу своих помещений и их убранству нередко не уступали богатым городским дворцам. Это были симметричные здания с парадным подъездным двором и рядом роскошно декорированных помещений. Наиболее нарядными были гостиные, приемные залы, столовые, залы для танцев и т. п., что соответствовало развитию общественных форм быта среди дворянства того времени. Парадные помещения обычно располагались анфиладой. Жилые комнаты предполагались в глубине дома. Прислуга проживала либо в цокольном этаже, либо во флигелях. Не следует забывать, что комплекс построек усадьбы обычно возводился не одновременно, а в течение длительного времени и отражал изменение запросов и вкусов нескольких поколений.

Одним из самых ранних больших дворцово-парковых ансамблей второй половины ХVIII века была усадьба Кусково, принадлежавшая Шереметеву. Кусково было создано силами крепостных архитекторов, которыми до 1768 года руководил Федор Аргунов, а впоследствии А. Миронов. Старый дворец, построенный первоначально в 1751 году, был перестроен в 1777-м. Оставаясь деревянным, он выдержан в формах каменной архитектуры ранней русской классики второй половины XVIII века.

Другая подмосковная усадьба Шереметевых - Останкино (ныне музей-усадьба) - построена в 90-х годах XVIII века крепостными архитекторами П. Аргуновым, А. Мироновым, Г. Дикушиным и П. Бизяевым по переработанному ими проекту Кампорези. По композиции главное здание дворца имеет традиционную усадебную планировку, развитую применительно к требованиям, предъявляемым к богатым усадьбам дворцового типа. Дворец построен из дерева, но так же, как и дворец в Кускове, выполнен в формах каменной архитектуры. В большой строгости архитектурных форм дворца, в соподчинении его объемов, четкости членений и в большой простоте декоративной разработки останкинского парка видно дальнейшее, по сравнению с Кусковым, развитие классических принципов.

Пример наиболее строгого и последовательного проведения этих принципов в усадебном строительстве, дворец в Архангельском, принадлежавший вначале Голицыну, потом Юсупову, строился уже в продолжение 50 лет (1780-1831 годы). Стоящий на возвышении, дворец составляет доминирующее центральное ядро всей композиции ансамбля, по продольной оси которого расположены въездные ворота, парадный двор и дворец, развернуты террасы партера, ведущие в регулярный парк. Этот проект принадлежал де Герну и строился крепостными архитекторами. В начале ХIХ века в больших перестройках Архангельского после пожара 1812 года участвовали Бове, Жуков, Мельников, Тюрин и Стрижаков. Они придали зданию дворца и парку облик, характерный для архитектуры первой трети XIX века.

В 1785 году замечательным московским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым была построена усадьба Петровское-Алабино в имении Демидовых под Москвой. В центре квадратного парадного двора усадьбы расположено главное здание, имеющее в плане форму квадрата со срезанными углами. Интересную композиционную особенность усадьбы составляет то, что на продолжении главной ее оси были расположены и церковь с колокольней, построенные также Казаковым, и улица деревни, связанная с общей планировкой ансамбля. Ясная взаимосвязь в композиции главного и второстепенного, четкость осей, подчеркивающих композиционное ядро ансамбля, - характернейшие черты всей планировки Петровского-Алабина. Как в генеральном плане, планах этажей, объемах и фасадах, так и во всей архитектурной обработке, вплоть до ее мельчайших деталей, - все в этом проекте находится в строго найденной соразмерности. Это творение Казакова сыграло в дальнейшем огромную роль в развитии ансамблевых композиций загородных усадеб второй половины XVIII века.

К лучшим произведениям русской классической школы архитектуры вышеуказанного периода нельзя не отнести и еще одну значительную работу в области усадебного строительства. Это проект дома и церкви в подмосковной резиденции князя Гагарина - селе Никольском, выполненный в 1773 году замечательным московским архитектором Иваном Егоровичем Старовым. Главный дом в усадьбе построен на вершине пологого холма и соединен дугами оград с двумя симметричными служебными флигелями. В состав усадьбы входила церковь с монументальной колокольней, разрушенной в 1941 году. Новый и выразительный объем колокольни-столпа с кольцевой колоннадой наверху, гладь стен, простая и крупная пластика карнизов и колонн придавала этой конструкции выражение спокойной сдержанности и силы. Разрабатывая приемы ансамблевых композиций, Старов непременно учитывал конкретные особенности природного окружения Подмосковья. Он создал ряд совершенно своеобразных приемов композиции, исключительных по мастерству, но, тем не менее, не противоречивших стилистике архитектуры того времени и ставших типичными в усадебном строительстве.

К концу XVIII - началу ХIХ веков не только крупные, но и небольшие усадебные дома стали более парадными благодаря портикам и симметричной композиции. Иногда эти дома были одноэтажными, вытянутыми по фасаду, с портиком в средней части, которому на садовом фасаде отвечал выступ зала или выступ ротонды. В других случаях композиции малых домов следовали композициям более крупных. Описанные типы усадебных домов с известными видоизменениями повторялись в большинстве русских усадеб Подмосковья. Не преступая общепринятые законы зодчества той эпохи, эти архитектурные ансамбли не только не нарушали гармонии с природой местности, а, напротив, являли собой полное единение с нею.

Сегодня для воссоздания духа нашего Подмосковья было бы разумно и целесообразно поощрять усадебное строительство с использованием классических приемов в его архитектуре и композиции. Для этого к процессу проектирования следует привлекать высоких профессионалов, последователей школы русской архитектуры, дипломированных специалистов, неравнодушных к наследию замечательных зодчих и национальным традициям.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Мария Тихонова, консультант загородного отдела компании Kirsanova Realty

Русская усадьба жива и сегодня

Если говорить об усадьбах как архитектурно-историческом наследии, то сегодня аналогов усадьбам XVIII-XIX веков не существует. И этому есть свои объяснения. Изменилось качество жизни - усадьбы со своими классическими пространствами - "+гостиные, приемные залы, столовые, залы для танцев и жилые комнаты предполагались в глубине дома+" - не востребованы в их первоначальной форме. На земельных участках, на которых строились усадьбы, сформировалась настолько плотная застройка, что место для собственного парка найти крайне сложно. Да и земля стоит сейчас дорого.

Самое главное - нужно любить классический стиль архитектуры, в частности тип русской усадьбы. Но, судя по популярности этого стиля, человек не хочет отказываться от удобства и простоты классической усадьбы.

Примером современного воплощения классического стиля считаю новый загородный поселок "Стольное" на Минском шоссе, в 7 км от МКАД. Поселок занимает 46 га на территории природного, исторического и культурного заповедника - район деревни Переделки (в Переделкино традиционно располагались писательские дачи, сейчас здесь находятся дома-музеи Пастернака и Чуковского, резиденции патриарха и губернатора Московской области). Природный рельеф включает в себя лесные и луговые пространства, речку и впадающий в нее ручей. Классический стиль поселка, разработанный архитектурным бюро "А-Б", предлагает на выбор семь типов домов от 450 до 840 кв. м (русская усадьба, модерн, неоклассика и т. д.).

Что касается типа "русская усадьба", то в этом поселке он выдержан на все сто: двухэтажный кирпичный дом в традициях русской классической усадебной архитектуры XVIII-XIX веков с характерным четырехколонным портиком коринфского ордера, скатной черепичной крышей и ясной симметричной планировкой. Простота и одновременно неповторимость архитектурных решений никого не оставят равнодушными. В декоративной обработке зданий, как и раньше, используются мрамор и гипс, а железо и чугун - для решеток, балконов и оград.

Красивые аллеи парков с цветниками, оранжереями, с мостиками, пешеходные и велосипедные дорожки внутри поселка обеспечит одно из ведущих бюро ландшафтного дизайна "Брунс-парк".

Но самое главное - поселок предназначен для постоянного проживания за городом людей, ведущих активный образ жизни и работающих в Москве. Такой яркий пример современной архитектуры, считаю, по праву утверждает, что зодчим прошлых веков не будет стыдно за своих последователей.

Евгений Иванов, управляющий директор агентства "Усадьба"

Усадьба - это стиль и образ жизни

Современная усадьба как объект недвижимости предполагает большой участок и дом площадью около 1 тыс. кв. м с соответствующей архитектурой в престижном месте по западному направлению. Усадьба как стиль и образ жизни может находиться и на достаточно большом удалении от города и не являться местом для постоянного проживания. Достоинства такой усадьбы создаются за счет окружения и большого участка. По вышеперечисленным критериям современные усадьбы несколько не соответствуют тем старинным поместьям, которые мы привыкли называть классической усадьбой. Такие усадьбы предполагали более широкие понятийные рамки, которые включали в себя целый хозяйственный комплекс. Современные "помещики", если подразумевается владелец современной усадьбы, существуют. Это, как говорилось выше, владельцы больших домов на очень больших участках, расположенных в престижных районах.

По мнению нашего агентства, к классическим усадьбам можно отнести усадьбу в закрытом коттеджном поселке в Горках-2. Дом площадью 965 кв. м стоит на участке 51,5 сотки со смешанным лесом. Он выполнен в классическом стиле и соответствует самым изысканным запросам будущего "помещика".

Максим Сухарьков, начальник отдела загородной недвижимости компании Soho Realty

Настоящие усадьбы не годятся для инвестиций

В общей структуре спроса усадьбы сегодня занимают не более 5%. Как правило, это большие земельные наделы, располагающиеся на приличном расстоянии от Москвы (100-140 км) в живописном окружении. Они не рассматриваются как место постоянного проживания, скорее - для отдыха, в качестве места проведения выходных и праздников. В основном усадьбы приобретаются в личную собственность, однако иногда делаются покупки в "корпоративных" целях (для отдыха коллектива компании).

Строительство усадеб ведется преимущественно в отдаленных районах Подмосковья. Это обусловлено высокой стоимостью земли в ближайшем окружении от Москвы - что создает сложности в приобретении действительно большого земельного надела (неотъемлемый атрибут усадьбы).

Предложений усадеб на рынке довольно много. Собственники, имея в распоряжении дешевую землю и заинтересованные в максимально выгодной ее реализации, предлагают рынку новый продукт. Поэтому можно сказать, что предложение на рынке пока превалирует над спросом. Но покупки усадьбы в инвестиционных целях сегодня нечасты. В первую очередь в силу низкой ликвидности актива.

Дарья Красильникова, архитектор, член Союза архитекторов России

Журнал "Home"

DOMEX-Недвижимость

Другие новости