"Инком" займется девелопментом в Москве
Участники рынка полагают, что решение корпорации "Инком-недвижимость" - закономерный процесс развития крупной риэлтерской компании, однако компания несколько запоздала с подобным заявлением. "Выходить на рынок надо было несколько лет назад, тогда спрос на коммерческую недвижимость был существенно выше, а предложений меньше",- уверен начальник управления инвестиций ЗАО "Русский дом недвижимости" Эрнест Ерохин. С ним соглашается и руководитель отдела инвестиций ООО "Пересвет-девелопмент" Сергей Баранов. По его словам, "Инком-недвижимость" входит на новый рынок на стадии стагнации, поэтому стратегия "снятия сливок" тут явно не просматривается. "Сейчас этот сегмент рынка уже поделен, как следствие - ограниченное количество площадок, так что стать крупным игроком в этом секторе недвижимости сложно",- констатирует Ерохин.
Однако эксперты считают, что рынок коммерческой недвижимости столицы более интересен для освоения, нежели жилой. Несмотря на то что рентабельность офисных проектов сравнима со строительством жилья, девелоперы отдают предпочтение коммерческой недвижимости. "Рентабельность удачного офисного проекта составляет 18-20%, а у самых успешных - 25%, тогда как у жилья бизнескласса - 20-25%",- уточняет гендиректор Vesco Consulting Алексей Аверьянов.
"Работа в сегменте жилой недвижимости осложняется дефицитом земельных ресурсов, пригодных для строительства домов, и появлением 214-ФЗ",- отмечает начальник отдела маркетинга ОАО "Квартал" Павел Епихин. Это мнение разделяет руководитель пресс-службы ГК МИАН Вадим Васильев: "К тому же девелопмент объектов коммерческой недвижимости- хороший способ увеличить активы компании". По его словам, для них также "одним из первых проектов, связанных с "нежильем", было строительство собственного офиса на улице Красная Пресня". Сегмент коммерческой недвижимости более подвижен, нежели жилой, где сложились четкие представления о норме прибыльности, подчеркивает Сергей Баранов.
"Помимо всего возможности реализации коммерческой недвижимости более широки, начиная от банальной продажи и заканчивая сдачей в аренду и эксплуатацию",- говорит он.
По степени рентабельности наиболее выигрышным вариантом видится возведение объектов торговой недвижимости, считает Епихин. "Срок окупаемости ТЦ составляет примерно три года. Для сравнения: объекты офисной недвижимости окупаются через пять-семь лет",- резюмирует эксперт.
Маргарита Федорова, Илья Терентьев
Газета "Бизнес"