30.08.2013
|

Общественные пространства - новый тренд в архитектуре торговых и офисных центров

DOMEX-Недвижимость
Нынешняя градостроительная политика Москвы диктует новые архитектурные принципы  проектирования зданий. Особое внимание стало уделяться развитию общественных пространств, интегрированных в проекты коммерческой недвижимости. Как отмечают эксперты архитектурного бюро UNK project, благоустроенные зоны общего пользования могут занимать 5-10% от площади участка застройки.
Концепция организации общественных пространств при торговых, офисных или многофункциональных центрах подразумевает возможность проведения в этих зонах максимального количества времени. Фактически эти пространства не связаны с коммерческой деятельностью напрямую: это могут быть детская площадка, фонтаны, спортивный парк, площадка для проведения ярмарки выходного дня и пр. Наличие таких зон придает городской среде качественно новый уровень, объединяя здания в архитектурный ансамбль и наделяя пространство между ними максимальным количеством функций.
Включение общественных пространств в проект положительным образом сказывается и на его инвестиционной привлекательности, а также спросе со стороны арендаторов. «Как правило, общественные зоны занимают не более 5-10% от площади участка застройки, - объясняет Юлий Борисов, главный архитектор, соучредитель UNK project. – При этом речь идет о территориях, которые в любом случае не используются девелопером под строительство – участках непосредственно перед объектом или между его корпусами. Обустройство этих зон приводит к удорожанию бюджета проекта на 3-4%, однако востребованность реализованного объекта со стороны арендаторов и инвесторов полностью покрывает эти расходы».
«Новые требования к проектам диктует не столько градостроительная политика, сколько социально-экономическое развитие общества, - комментирует Юлий Борисов. – Сейчас практически в любой компании происходит борьба за кадры, поэтому все чаще перед руководством стоит задача создать в офисе среду, которая бы являлась для сотрудника приятным бонусом и стимулом к работе. Так, например, в новом офисе Mail.ru архитекторами UNK project была создана среда со всей необходимой инфраструктурой, позволяющей работнику комфортно проводить в офисе максимальное количество времени».

Роль общественных пространств усилилась и в торгово-развлекательном сегменте. «Сейчас поменялись предпочтения москвичей, - продолжает Юлий Борисов. - Если раньше горожане по выходным развлекались в торговых центрах, то сейчас все идут в парки, киноконцертные залы и пр. Кроме того, в Европе, как, впрочем, и в Москве, все большую долю на рынке ритейла занимают интернет-магазины, поэтому просто большим количеством магазинов сейчас никого не удивить. Для того, чтобы притягивать к себе посетителей, торговому центру необходимо иметь уникальную развлекательную составляющую, быть местом для новых впечатлений. Как следствие, мы наблюдаем интересную синергию торговых центров с музеями, образовательными центрами и планетариями или океанариумами».

Объединение общественных пространств с офисными или торговыми центрами характерна для многих зданий в Европе, в Москве же эта тенденция только начинает развиваться. Прежде всего, она прослеживается в проектах редевелопмента промышленных зданий. Интересные концепции обустройства общественных пространств реализованы в деловом доме DOMINO и бизнес-центре «Фабрика Станиславского». В каждом из них сквер с ландшафтным дизайном или даже площадь представляют собой как бы продолжение объекта. Среди наиболее ярких и успешных реализованных проектов также можно назвать БЦ «Белая Площадь» на Белорусской. Между четырьмя корпусами офисного комплекса пролегают прогулочные зоны, которые сходятся в благоустроенной площади с красивым фонтаном».  
Одним из перспективных проектов с концептуальными общественными зонами является 2-ая очередь комплекса «Империя Тауэр» в «Москва-Сити». Согласно замыслу архитекторов UNK project, весь первый этаж здания будет отдан общественному пространству с магазинами и ресторанами, которое будет доступно для посетителей круглосуточно. Своеобразной осью первого этажа станет диагональная «дорога» атриума, проходящая через весь комплекс. С обеих сторон перед входами в «Империя Тауэр» расположены небольшие площади, устроенные наподобие гигантских «лоджий» и защищенные общей кровлей комплекса от попадания прямых осадков.

Если в границах города, особенно в его центре, создание общественных зон сильно ограничивается плотностью застройки, то вблизи или за пределами МКАД благоустроенная прилегающая территория бизнес-центров встречается довольно часто. Самыми известными примерами являются «Кантри-Парк», «Олимпия Парк» и бизнес-парк «Крылатские холмы».
Среди строящихся проектов ярким примером является бизнес-парк «Сколково Парк», реализуемый Scott Brownrigg, партнером UNK project. «Объект обладает безусловным преимуществом - большая территорией, позволяющей реализовать практически любую фантазию архитектора, - комментирует Юлий Борисов. – Так, большой ландшафтный парк по всему периметру опоясывает корпуса офисного комплекса. В бизнес-парке предусмотрена красивая входная зона с искусственным водоемом и мостом перед ним. Инфраструктура проекта включает общественную зону с кафе, ресторанами и магазинами, а также небольшую площадь со спуском вдоль реки».

Включение общественных зон в проекты коммерческой недвижимости, безусловно, является позитивным трендом, который не только преображает архитектурный облик Москвы, но и делает жизнь горожан более комфортной. Как показывает европейский опыт, вслед за синергией общественных и деловых пространств градостроительное развитие города тяготеет к созданию естественных ландшафтов – болот, зарослей, «диких» парков, в которых таким образом интерпретируется чувство близости человека к природе. Из городов уводят транспорт, поэтому освободившаяся территория позволяет «поднимать» подземные реки  из коллекторов, пуская их над землей, и благоустраивать набережные. Возможно, такие перспективы когда-нибудь появятся и у реки Неглинки.


DOMEX-Недвижимость

Другие новости