05.04.2007
|

Российскому рынку торговой недвижимости может понадобиться 15 лет, чтобы догнать Европу

DOMEX-Недвижимость

Несмотря на активное развитие рынка торговых центров, России потребуется не менее 15 лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня объема предложения на рынке этой недвижимости, говорится в аналитическом отчете консалтинговой компании Jones Lang LaSalle.

Согласно данным отчета, на начало 2007 года в Российской Федерации приходилось всего 23 кв. метра арендуемых площадей в торговых центрах на тысячу жителей.

"Для сравнения, в Польше этот показатель составляет 124 кв. метра, в Испании - 209 кв. метров, в Швеции - 405 кв. метров", - говорится в материалах консалтинговой компании.

По данным Jones Lang LaSalle, сейчас подавляющее большинство качественных российских торговых центров сосредоточено исключительно в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (общее официальное население - 27,5 миллионов человек).

Большая часть страны находится вне зоны покрытия современных торговых центров, констатирую специалисты Jones Lang LaSalle. Это означает, что на тысячу жителей в крупнейших российских городах в среднем приходится около 120 кв. метров качественных торговых площадей, что, впрочем, также уступает среднеевропейскому показателю, составляющему 176 кв. метров, говорится в аналитических данных консалтинговой компании.

Согласно этим данным, даже по существующему объему предложения - 3,3 млн кв. метров в качественных торговых центрах - РФ пока отстает не только от Великобритании (15,5 млн кв. метров) и Германии (10 млн кв. метров), но и от Польши (4,7 млн кв. метров) и даже Швеции (3,6 млн кв. метров).

Согласно прогнозам консалтинговой компании, в ближайшие два года в России должно быть построено около 4 млн кв. метров площадей новых торговых центров (это самый высокий показатель в Европе). Для сравнения, за этот же период в Италии будет построено около 2,1 млн кв. метров, в Германии - 1,6 млн кв. метров, а во Франции - 800 тыс. кв. метров.

"Новое активное строительство, преимущественно сосредоточенное в городах-миллионниках, поможет российскому рынку торговых площадей сделать резкий скачок вперед и сократить отставание от стран Европы", - считают в Jones Lang LaSalle.

Эксперты, опрошенные агентством "ИФ-Недвижимость", считают, что аналитические данные не отражают реальной ситуации на рынке торговой недвижимости в России. "Цифры сильно занижены", - полагают они.

"Это все равно, что считать средний доход на душу населения, когда не учитываются теневые доходы - зарплаты в конвертах и прочее, - говорит заместитель генерального директора Delta Estate Павел Пряников. - Так и в случае с торговой недвижимостью: не учитываются площади так называемой неорганизованной и полуорганизованной торговли - то, что посетители называют тонарчиками, небольшие торговые павильоны и так далее".

Собеседник агентства предположил, что если приплюсовать к озвученным данным все неучтенные площади, то в среднем на тысячу жителей в РФ сейчас приходится не менее 50 кв. метров арендуемых площадей торговой недвижимости. В некоторых крупных городах РФ, уверен специалист, этот показатель превышает многие европейские аналоги. "Например, в Казани на этом рынке давно присутствует здоровая конкуренция - более 150 кв. метров на тысячу человек, а в Москве цифры явно превышают, например, показатели Польши - более 200 кв. метров на тысячу жителей", - отмечает П.Пряников.

Он не исключает, что Российский рынок торговой недвижимости может догнать Европу быстрее, чем за 15 лет. Для этого России необходимо только увеличивать платежеспособный спрос. "Будет спрос, будет и предложение", - заключает эксперт.

ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ

DOMEX-Недвижимость

Другие новости