Российскому рынку торговой недвижимости может понадобиться 15 лет, чтобы догнать Европу
Несмотря на активное развитие рынка торговых центров, России потребуется не менее 15 лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня объема предложения на рынке этой недвижимости, говорится в аналитическом отчете консалтинговой компании Jones Lang LaSalle.
Согласно данным отчета, на начало 2007 года в Российской Федерации приходилось всего 23 кв. метра арендуемых площадей в торговых центрах на тысячу жителей.
"Для сравнения, в Польше этот показатель составляет 124 кв. метра, в Испании - 209 кв. метров, в Швеции - 405 кв. метров", - говорится в материалах консалтинговой компании.
По данным Jones Lang LaSalle, сейчас подавляющее большинство качественных российских торговых центров сосредоточено исключительно в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (общее официальное население - 27,5 миллионов человек).
Большая часть страны находится вне зоны покрытия современных торговых центров, констатирую специалисты Jones Lang LaSalle. Это означает, что на тысячу жителей в крупнейших российских городах в среднем приходится около 120 кв. метров качественных торговых площадей, что, впрочем, также уступает среднеевропейскому показателю, составляющему 176 кв. метров, говорится в аналитических данных консалтинговой компании.
Согласно этим данным, даже по существующему объему предложения - 3,3 млн кв. метров в качественных торговых центрах - РФ пока отстает не только от Великобритании (15,5 млн кв. метров) и Германии (10 млн кв. метров), но и от Польши (4,7 млн кв. метров) и даже Швеции (3,6 млн кв. метров).
Согласно прогнозам консалтинговой компании, в ближайшие два года в России должно быть построено около 4 млн кв. метров площадей новых торговых центров (это самый высокий показатель в Европе). Для сравнения, за этот же период в Италии будет построено около 2,1 млн кв. метров, в Германии - 1,6 млн кв. метров, а во Франции - 800 тыс. кв. метров.
"Новое активное строительство, преимущественно сосредоточенное в городах-миллионниках, поможет российскому рынку торговых площадей сделать резкий скачок вперед и сократить отставание от стран Европы", - считают в Jones Lang LaSalle.
Эксперты, опрошенные агентством "ИФ-Недвижимость", считают, что аналитические данные не отражают реальной ситуации на рынке торговой недвижимости в России. "Цифры сильно занижены", - полагают они.
"Это все равно, что считать средний доход на душу населения, когда не учитываются теневые доходы - зарплаты в конвертах и прочее, - говорит заместитель генерального директора Delta Estate Павел Пряников. - Так и в случае с торговой недвижимостью: не учитываются площади так называемой неорганизованной и полуорганизованной торговли - то, что посетители называют тонарчиками, небольшие торговые павильоны и так далее".
Собеседник агентства предположил, что если приплюсовать к озвученным данным все неучтенные площади, то в среднем на тысячу жителей в РФ сейчас приходится не менее 50 кв. метров арендуемых площадей торговой недвижимости. В некоторых крупных городах РФ, уверен специалист, этот показатель превышает многие европейские аналоги. "Например, в Казани на этом рынке давно присутствует здоровая конкуренция - более 150 кв. метров на тысячу человек, а в Москве цифры явно превышают, например, показатели Польши - более 200 кв. метров на тысячу жителей", - отмечает П.Пряников.
Он не исключает, что Российский рынок торговой недвижимости может догнать Европу быстрее, чем за 15 лет. Для этого России необходимо только увеличивать платежеспособный спрос. "Будет спрос, будет и предложение", - заключает эксперт.
ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ